Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 4, 2017

№ 3, 2017

№ 2, 2017
№ 1, 2017

№ 12, 2016

№ 11, 2016
№ 10, 2016

№ 9, 2016

№ 8, 2016
№ 7, 2016

№ 6, 2016

№ 5, 2016

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 
 

Выставка в галерее журнала “Знамя”

 

2004 год, июнь

 

АНАТОЛИЙ КОРОЛЕВ

 

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО

 

Друзья!

 

Рад приветствовать вас на небольшой выставке своих рисунков и коллажей в редакции журнала ЗНАМЯ, где представление авторов в самых разных творческих ипостасях стало уже прочной традицией.

 

Итак.

 

Размышляя о том, откуда взялась у писателя склонность к бесконечным росчеркам карандаша и прогулкам ножниц, я с удивлением вижу исток этой мании в наличии так называемой “промокашки” (устар.), которую сорок лет назад вкладывали в ученические тетрадки.

 

Тем, кто молод, поясню, это был квадратик мягкой ворсистой промокательной бумаги обычно бледно-розового цвета.

 

Так вот, в провинциальной школе начальных классов, где я учился, царили строгие нравы: ученик был обязан держать руки сложенными на парте, носить школьную форму с ремнем и фуражкой, сидеть прямо, не вертеть головой и так далее. Нам даже каждую неделю ставилась в дневнике оценка по поведению. Я был как бы ужасно послушным ребенком, и изнывал от тех цепей с особенной силой. Трудно поверить, но первые четыре класса я был круглым… отличником.

 

И вот, пока я так мучился и терпел, прямо перед моим носом дышал, розовел, манил и маячил смутный островок полной свободы – промокашка. На ней вечно расплывались то чернильные пятнышки, то загогулины, а урок чистописания, где мы учились писать красивыми буквами, промокашка превращала в пародию кривоносого оттиска и так далее. Порой моя ручка тыкалась в промокашку, цепляя ворсинки, порой я робко дерзал нарисовать там кружочек и вставить в него три точки: два глаза и рот.

 

Помните?

 

Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая.

 

Ручки, ножки, огуречик, - вот и вышел человечек!

 

И никакой учитель не мог промокашке поставить двойку за подобное поведение.

 

Как только я это понял, мои промокашки мгновенно покрылись бесконечными человечками, рожами, парусами, пятиконечными звездами и русалками. С промокашки вся эта вольная сутолока устремилась в тетрадки, затем в жизнь и судьбу. Бог мой! Ты же свободен!

 

Одновременно с этой истиной скованная цепь моих правописаний превратились в ужасный почерк. Ура, у меня есть почерк! Я, наконец, стал писать как курица лапой, стал двоечником и на всех алых парусах промокашек устремился в царство свободы, где, надеюсь, пребываю и сегодня.

 

И последнее.

 

Моей первой выставкой стала витрина “Не проходи мимо!” на втором этаже пермской средней школы №32, где на всеобщий позор за стеклом была выставлена тетрадка ученика 5 класса Г по алгебре Королева, изрисованная мной внутри до неприличия обнаженными красотками. Но тетрадку все же не рискнули раскрыть, и любознательный школьник с недоумением взирал на чистенькую обложку, не понимая за какие провинности моя “алгебра” красуется у столба позора.

 

На выставке, приуроченной к публикации романа “Быть Босхом” в февральском номере ЗНАМЕНИ за 2004 год, представлены рисунки и коллажи разных лет. Самые ранние сделаны в 60-е годы прошлого века, а самые последние - накануне выставки.

 

 

Анатолий Королев. Досье.

 

Анна Бердичевская. Звездная карта Анатолия Королева, № 6, 2004

 

Анатолий Королев. Проза в профиль

 

Елена Иваницкая. Под знаменем “Знамени”

  info@znamlit.ru