Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 4, 2017

№ 3, 2017

№ 2, 2017
№ 1, 2017

№ 12, 2016

№ 11, 2016
№ 10, 2016

№ 9, 2016

№ 8, 2016
№ 7, 2016

№ 6, 2016

№ 5, 2016

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 
 

Выставка в галерее журнала “Знамя”

июнь 2007 года

 

Вячеслав Сысоев

 

Родился 30.10.1937 в Москве.

Специального художественного образования не имеет. С 1975 года принимал активное участие в неподцензурных выставках в Москве и Ленинграде. Ни одной публикации в СССР не было, поскольку власти считали его творчество антисоветским.

 

- Первые публикации на Западе - в 1976 году.

- С 1976 года член Московского комитета художников графиков.

- В 1979 году по указанию КГБ возбуждено уголовное дело о распространении порнографии.

- В 1979-1983 годах Сысоев находится в подполье. Многочисленные публикации в западной прессе

- В 1980 году выходит монография в Париже.

- В 1983-1985 годах - арест и отбытие наказания в уголовном лагере.

- В 1983 году выходит первая книга (Париж)

- В 1986-1987 годах создана большая графическая серия о Чернобыле

- В 1987 году - первые публикации на Родине.

- В 1989 году вышла вторая книга (Париж)

- С 1989 года живет в Германии.

- С 1994 года - главный редактор литературно-художественного альманаха "Остров"

- С 1995 года член Русского ПЕН-центра.

- С 1995 года работает в области компьютерной графики.

- В 1998 году создал компакт-диск с 1400 своими работами.

- В 2003 году в Москве вышла монография "Все хорошо мама".

- В 2004 году в издательстве НЛО (Москва) вышла книга "Ходите тихо, говорите тихо".

- Персональные выставки в Москве и Ленинграде (1989-2004), Париж, Осло, Гамбург, Берлин и др.

 

"Если бы русские были, как немцы..." «Знамя» 2007, №3

Из писем художника Сысоева. Публикация Ларисы Сысоевой. Вступление Евгения Попова

 

Однажды в "Знамени".

Василий Попов. Сквозь призму социального быта .

«Знамя» 2007, №6

 

В редакции журнала “Знамя” состоялось открытие выставки работ знаменитого художника Вячеслава Сысоева. Выставка была приурочена к публикации фрагментов переписки художника.

 

Вячеслав Сысоев (1937—2006) — человек отдельной и одинокой судьбы. Он родился — что симптоматично — в 1937 году. Быт во время начала Большого террора определил его отношение к действительности: родную власть он невзлюбил сразу, крепко и открыто. В начале 60-х эта нелюбовь обрела визуальную форму: Сысоев начал рисовать ядовитые карикатуры. Четыре года находился в бегах, скрываясь от КГБ, чем опроверг миф о всесилии Степаниды Власьевны. Потом сел за свои рисунки на два года (это в относительно “вегетарианском” 83-м!). Далее — эмиграция, где охваченный духом тотального отрицания как советских, так и западных ценностей, художник жил уединенно, на улицу выходил редко и неохотно. Тем не менее до конца жизни очень много рисовал. В совершенстве овладел компьютером и таким образом обрел в изоляции новый способ и жанры творчества (плакаты, “почтовые марки”). Почти не печатался и не выставлялся, но его сюжеты стали расхожими вплоть до плагиата. Скончался в 2006 году в Берлине.

 

Вечер в “Знамени” вели главный редактор журнала Сергей Чупринин и вдова художника Лариса Сысоева. Присутствовали друзья и близкие художника. Среди них Василий Аксенов, Александр Кабаков, Евгений Попов, Дмитрий Александрович Пригов, Сергей Каледин. На вечере была также Екатерина Дементьева — адресат писем Сысоева, дочь его старого друга художника Вадима Дементьева.

 

Письма Сысоева — удивительный литературный факт. Художник, живший замкнуто и изолированно, был, оказывается, в курсе всех событий, на все откликался горячо и даже болезненно. Человеческая цельность и разносторонность данного ему таланта сделали свое дело — в письмах Сысоев был так же точен, как в картинах. Критик Наталья Иванова охарактеризовала эти письма как “философскую прозу, изложение глубокой философской концепции”.

 

К каждому письму Сысоев прикреплял картинку на тему письма, выступал в качестве иллюстратора своих собственных текстов. И правда, отражение любого явления современной российской действительности можно найти в работах Сысоева. Скептик скажет: жизнь в России ничуть не изменилась, колбасно-гэбэшные темы актуальны до сих пор.

 

А может, дело в самом художнике? Любая из картин Сысоева существует в сегодняшнем контексте и не требует пояснений. Молодой человек может не знать тех или иных ушедших реалий, которыми изобилуют работы Сысоева, но каждая картина ассоциируется с нынешними жизненными явлениями. С другой стороны, я уверен, что эти работы будут понятны и через сто лет — это “вечная” сатира, сродни гоголевской. Именно поэтому карикатуры Сысоева нельзя причислять к соц-арту: соц-арт недолговечен, привязан к определенной эпохе, политической системе, сысоевские же работы передают человеческую природу через призму социального быта. Того же мнения придерживается и Д.А. Пригов: “Карикатура — явление частное, Сысоев же ухватывает антропологическую суть вещей”.

 

По мнению Александра Кабакова, главное достоинство работ Сысоева еще и в том, что они пробуждают ненависть к мерзости. И на фоне того, что в умах наступает “согласие и примирение с мерзостью”, это очень своевременная выставка. Советская власть ушла, а чувства все те же.

 

Участники вернисажа сошлись на том, что Сысоев — величина недооцененная. Говорят, в России художника начинают любить только после смерти. Действительно, в последнее время мы становимся свидетелями постепенного возвращения художника на российскую почву: большая коллекция работ на Биеннале в ЦДХ, публикация писем, рецензии в прессе... Как знать, возможно, впереди еще Третьяковская галерея, Пушкинский музей, галерея Тейт?

  info@znamlit.ru