Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 11, 2017

№ 10, 2017

№ 9, 2017
№ 8, 2017

№ 7, 2017

№ 6, 2017
№ 5, 2017

№ 4, 2017

№ 3, 2017
№ 2, 2017

№ 1, 2017

№ 12, 2016

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 

Выставка в галерее журнала “Знамя”

июнь 2005 года

 

Леонид Николаевич Рабичев

 

 

Родился в Москве в 1923 году. С пятнадцати лет начал писать стихи.

 

В шестнадцать лет экстерном сдал экзамены за среднюю школу и в 1940 поступил в Московский Юридический институт, где литературным кружком руководил Осип Максимович Брик.

 

Членами того предвоенного литературного кружка были поэт Борис Слуцкий, прозаик Дудинцев. Познакомился с Лилей Юрьевной Брик, Катаняном, поэтом Семеном Кирсановым и впервые задумался о своем будущем литературном пути.

 

В 1942 году окончил военное училище. Лейтенант, командир взвода. В составе 31 армии участвовал в боях на Центральном, Третьем Белорусском, Первом Украинском фронтах, в освобождении Ржева, Вязьмы, Смоленска, Орши, Борисова, Минска, Лиды, Гродно, в боях в Восточной Пруссии, Силезии и Чехословакии.

 

Награжден двумя орденами Отечественной войны второй степени, орденом Красной звезды и одиннадцатью медалями.

 

В 1951 году окончил художественное отделение Московского Полиграфического института, тридцать девять лет работал художником в области рекламной книжной графики.

 

С 1959 года посещал экспериментальную студию Э.М. Белютина, где впервые приступил к созданию своих живописных и графических произведений.

 

С 1960 года член Союза художников СССР. График, живописец, дизайнер. Участвовал в многочисленных Московских, Всероссийских, Международных выставках.

 

В 1962 году на выставке “Тридцать лет Московского Союза художников” в Манеже первый вступил в спор с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Участвовал в международных выставках в ФРГ, в Западном Берлине, в Варшаве, в Монреале, в Великобритании (в Кембридже), в Париже, в Испании.

 

Живописные и графические работы хранятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира.

 

После тридцатилетнего перерыва начал писать стихи.

 

На шестьдесят третьем году опубликовал первую книгу стихов, одновременно около ста пятидесяти стихотворений было опубликовано в альманахах “Поэзия”, “День поэзии”, в журналах “Знамя”, “Новый мир”.

 

С 1993 года член Союза писателей Москвы.

 

В настоящее время опубликовано одиннадцать книг стихов.

 

Фрагменты книги мемуаров: “Манеж 1962, до и после”, “Брики”, “Жизнь композитора Револя Бунина”, “Художник Михаил Шварцман”, готовятся к изданию воспоминания о войне, “”Избранное”, “Детские годы”, “Поток сознания”.

 

 

Ксения Александрова.

Выставка Леонида Рабичева

 

Выставка Леонида Рабичева в Галерее “Знамени” поражает с первого взгляда. Эта казалось бы камерная экспозиция заключает в себе целую историю — судьбу — не только самого художника, но и нашей страны, в разных ее ипостасях, в разных временных и социальных измерениях. Леонид Рабичев — человек одаренный самым, наверное, ценным талантом — талантом жить; этот дар он пронес через все перипетии своего пути, и, кажется, именно этот талант помог ему пройти эти испытания достойно. Любовь к жизни, творческая энергия, преображенная во вдохновение, необыкновенная жажда познать и пережить все, проникнуть и проникнуться — эти черты характера Леонида Николаевича нашли свое плодотворное выражение в его живописных, графических произведениях, в промышленной графике, в его стихотворениях, прозе и мемуарах. Читатели журнала “Знамя” (2005, № 2) уже знакомы с его воспоминаниями о Великой Отечественной войне, в которой он участвовал, — с одной стороны, проникновенными, а с другой — не сентиментальными, а подлинно благородными и сдержанными. Такими словами можно, наверное, охарактеризовать не только о литературное, но и о живописное, графическое творчество Рабичева. Художник постоянно изображает жизнь, живую и динамичную, в ее повседневных, — больше, чем праздничных (повседневность ближе и характернее), — проявлениях, и воспоминания о прошлом у него обретают какую-то особую жизненно-творческую актуальность, они оживают с силой настоящего — настоящего во всех смыслах этого слова. Рабичев — историк по своему творческому складу, и эта черта проявляется не только непосредственно в воспоминаниях, в прозе, но и в стихах, в визуальных художественных образах. Все его произведения, вне зависимости от техники и жанра, объединены какой-то сущностной правдивостью, корневой, я бы сказала, эпической силой в необычном сочетании с сердечной глубиной и искренностью. Художник каждый раз, и особенно это ощущается на его выставках, “распахивает душу навстречу своей судьбе”, и каждый день его жизни посвящен творчеству, а каждая картина, каждое стихотворение — каждому дню жизни. Поэтому, блуждая по камерным залам редакции, зритель неминуемо встречается с автором лицом к лицу, через его картины, сам проникается и изумляется удивительному разнообразию путей его жизни, творческому и душевному богатству.

 

Его пейзажи (например, “Старая Ладога”) рассказывают о многочисленных путешествиях, это диалоги с разными городами, с исконностью и силой земли и того народа, который на ней живет и умирает. Удивительные лица этих простых людей, мало знакомые нам, предстают на графических портретах. Художник не внедряется во внутренний мир моделей, а скорее с почтением и деликатностью раскрывает образ каждого отдельного героя только в той мере, в которой сам этот герой позволяет проникнуть в его индивидуальность (вспомним портрет “Сельский механизатор”). Портреты художников, друзей, конечно, построены по иному принципу, здесь меньше дистанция и всегда чувствуется близость интересов, занятий, идей, иногда и судеб.

 

Всегда удивительны цветы у Леонида Николаевича. Он часто пишет букеты, и каждый букет имеет свое лицо, свой характер, тоже свою историю. При этом их вполне можно объединить в серии, не только по жанровому и композиционному принципу, но и по стилистике, колористическим поискам. Иногда мы встречаемся с более сложными композициями — немного таинственные, можно сказать, символические триптихи, такие как: “Букет с опавшими листьями”, “Букет с рюмкой” и “Букет с репродукцией” 2004 года. В этом триптихе, равно как и в натюрморте “Леонардо да Винчи”, явно прослеживается апелляция к ренессансной культуре, но при этом вполне сохраняется своеобразие стиля Рабичева, его индивидуальная манера. Особенно интересно она выражается и развивается в графических произведениях художника, выполненных не только в технике сангины, но и в карандашных, угольных рисунках в блокнотах, в многочисленных работах промграфики. На материале блокнотных зарисовок Леонида Николаевича, которые он делал в течение всей своей жизни, можно проследить не только развитие его художественной манеры и его стиля в сторону геометричного лаконизма, но и просмотреть, как длинный фильм, саму его жизнь. И кадр за кадром будет выстраиваться судьба человека, поистине “героя нашего времени”. Рассматривая произведения разных лет, конечно стилистически разнообразные, но и объединенные сильной индивидуальностью автора, его неизменно аналитическим и жизнеутверждающим почерком, понимаешь, что, при очевидных обращениях к тем или иным традициям и мастерам прошлого, он никогда не теряет своего лица. Рабичев сохраняет остроту взгляда, и то неповторимое сочетание немного жесткой графичности, которая иногда переходит в чеканность, с пластическим богатством фактуры и цвета, которые, как будто, наполняют контуры и линии, гармонично и цельно, как вода до краев наполняет сосуд.

 

Итак, познакомившись с военными воспоминаниями, с живописью, графикой Леонида Николаевича Рабичева, с его длинной и необычайно интересной историей жизни, можем сделать вывод, что это подлинный художник. Художник, с юности постигающий мировое искусство, различные его периоды, разнообразные техники и жанры, поэт, преображающий действительность, прозаик, окрашивающий прошлое в живые и яркие цвета настоящего, человек, не только проживший, но переживший все прожитое всей душой, ничего и никого не забывающий… и воплотивший это в “творчестве — как в чудотворстве”.

 

 

  info@znamlit.ru