Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 7, 2018

№ 6, 2018

№ 5, 2018
№ 4, 2018

№ 3, 2018

№ 2, 2018
№ 1, 2018

№ 12, 2017

№ 11, 2017
№ 10, 2017

№ 9, 2017

№ 8, 2017

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 

Трунова Ольга Васильевна

старший редактор отдела прозы.

Трунова Ольга Васильевна

Родилась в 1933 году в семье инженеров московского завода «Динамо» Василия Алексеевича Чусова и Веры Исааковны Лиссер. Отец в 41-м ушел на фронт, в 42-м погиб где-то между Ржевом и Вязьмой. В похоронке сообщили, что лейтенант В.А. Чусов погиб «при стрельбе прямой наводкой по танкам. Оставлен на поле боя». Похоронен ли и где, есть ли его фамилия на одной из братских могил, пока узнать не удалось. Мать в 41-м отводила меня спать в достраивавшийся подземный вестибюль станции метро «Завод им. Сталина» и шла дежурить на крыше завода. Проработала на «Динамо» всю свою жизнь. Сейчас этот большой завод, выпускавший электрооборудование для вагонов метро и электричек, ликвидирован, в коробке здания — магазины, банки, какие-то фирмы. Прохожу мимо, как мимо кладбища.

Жили рядом с заводом, 25 лет в деревянной развалюхе. Училась в 494-й школе. Педагоги были замечательные. Занималась в кружке советской литературы при филфаке МГУ, получила премию на проводившейся на факультете литературной олимпиаде, что, думаю, помогло в 1951 году поступить в МГУ, несмотря на не стопроцентно «чистую» по национальности анкету.

В 1956 году окончила филфак, защитив диплом по теории литературы. Была рекомендована в аспирантуру, но для поступления требовался трудовой стаж. Полгода протомилась в издательстве «Морской транспорт», а в 1957-м буквально вынудила начальство (работала несколько месяцев бесплатно) взять меня в редакцию художественной литературы только что созданного издательства «Советская Россия» — и быстро забыла о стремлении заниматься высокой наукой. Живые писатели! Живая литература! Как было интересно!

В редакции собрались «дети ХХ съезда», жившие надеждой на светлые перспективы «оттепели» и верой в общественную роль литературы. Была редактором первых книг Г. Владимова, В. Богомолова, В. Амлинского, Ю. Крелина, ранних сборников рассказов В. Шукшина, В. Астафьева, Е. Носова, Г. Семенова, В. Конецкого — тогда очень молодых. Посчастливилось работать с Ю. Германом, Ф. Абрамовым, Д. Граниным, С. Залыгиным, Г. Троепольским, И. Зверевым, А. Аграновским, у которых очень многому научилась. Общение с ними, как и с К. Воробьевым, Ю. Трифоновым, определило взгляды, позиции на многие годы вперед.

К концу 60-х в издательстве стало уныло. Не совсем понимая, что застой наступил не только там, решила податься в толстый журнал и в 1969 году, несмотря на предостережения Ю. Трифонова и Д. Гранина, перешла в центристское «Знамя». Вскоре пришлось убедиться, что здесь еще хуже — печатались в основном «секретарские» эпопеи, каждая предложенная рукопись подвергалась рентгену перекрестного рецензирования бдивших членов редколлегии, взвешивалась на идеологических весах. Из того, что удалось напечатать, можно вспомнить рассказы П. Нилина, М. Юфит, повести Н. Евдокимова, «окопную правду» А. Генатулина. Помню, как всем отделом отказались редактировать афганский роман А. Проханова, как появился в редакции В. Кондратьев. Но в целом воспоминания о кожевниковском «Знамени» тяжкие.

Лишь в 1986 году, когда журнал на время остался без высшего руководства, удался первый серьезный прорыв — в № 6 было напечатано «Ювенильное море» А. Платонова. И снова — годы энтузиазма и эйфории, теперь «перестроечной». Расцвет баклановского «Знамени», миллионные тиражи, переполненные залы читательских конференций. Всех замечательных публикаций не перечислить.

90-е годы. Изживание общественных иллюзий. Новое место и роль литературы, новые ее качества и болезни. Рядом с Г. Владимовым, Ю. Давыдовым, Л. Петрушевской, В. Маканиным новые талантливые авторы, тогда совсем молодые: О. Ермаков, А. Волос, А. Дмитриев, М. Вишневецкая, А. Слаповский, Р. Сенчин.

2000-е... И вот уже 2015 год, и оказывается, я работаю в «Знамени» уже 46 лет! Какое счастье, что я люблю свою работу, что мне по-прежнему интересно, что я с надеждой раскрываю рукописи не только наших постоянных авторов, но и новых, сегодняшних молодых. Радуюсь успехам, огорчаюсь неудачами. И ревниво смотрю — а кого открыли конкурирующие журналы? Это и есть моя жизнь — редактора, работающего с прозаиками.

 

E-mail: trunova@znamlit.ru

 

Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru